Алексий московский

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.

Митрополит Алексий по совету Патриарха Фелофия учредил на Руси общежительные монастыри и написал для них устав

Кроме административных обязанностей Алексий продолжал много трудиться на благо Церкви.

В московском и соседних княжествах существовали в основном особножительные или своекоштные монастыри. Общежительных монастырей, где братия ничего не считает своим, но все имеет общее, не было.

Именно в эти годы произошло событие в духовной жизни Руси, когда было посеяно духовное зерно, которое приведет к небывалому духовному возрождению Руси.

В это время юноша Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский, сделался отшельником в дремучем Радонежском лесу.

В эти же года в Константинополе возвращаются к обсуждению вопроса о внутренней молитве. Учение это изложил святитель Григорий Палама, архиепископ Фесалоникийский.

Патриарх Филофей — считал себя покровителем Алексия

Этот особый тип молитвы был практически забыт. Эту молитву практиковали монахи-отшельники на Афоне и Синайской горе. Особо усердные монахи практикующие эту молитву озарялись светом, который видели апостолы на горе Фавор во время Преображения Спасителя.

В это время Патриархом был Филофей, он был учеником святителя Григория и написал его житие. Он считал себя другом и покровителем митрополита Алексия. До сих пор сохранилась их переписка.

Сам Алексий дружил и покровительствовал преподобному Сергию. Патриарх Константинопольский Филофей написал преподобному Сергию письмо, в котором хвалил его труды по обустройству обители, а это очень ценно, получить лестную похвалу от ученика Григория Паламы, но рекомендовал братии жить по общежительному уставу.

Из переписки видно, что патриарх Филофей, митрополит Алексий и преподобный Сергий были духовно близки. В житие прп. Сергия говорится о том, что он неоднократно во время молитвы был озарен нетварным светом. Этого же удостоились многие из его учеников.

На Руси вскоре вводят общежительные монастыри и Алексий пишет для них Устав.

Святитель Алексий переустраивает женские монастыри, он ставил во главе их самостоятельных и независимых игумений. А новый устав позволил этим обителям быстро достичь процветания.

Только в Москве было организовано несколько женских монастырей, которые жили по его уставу. Стоглавый собор 1551 года окончательно утверждает устав общежительных монастырей митрополита Алексия, и делает его обязательным для исполнения.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона, называемая также Вратарница, — одна из главных святынь Христианского Востока. Пребывающий на Афоне в Иверском монастыре образ исследователи датируют первой половиной XI века. В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золочёным окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. Первоначальное грузинское «Сказание об обретении иконы» и его греческий перевод утрачены. Сохранившиеся «Сказания» не старше XVI века, но есть сведения об иконе в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, основателей Иверского монастыря. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813–1819 годах монаху Феофану.

Основные сведения из биографии

С 15 до 16 лет парень работал иподиаконом, то есть церковнослужителем, архиепископа Нарвского Павла.
В 16 лет он перешёл на службу с Валаамского храма в Александро-Невский собор, где год служил алтарником и ризничим.
В 1946 году семнадцатилетний церковнослужитель в связи с переездом снова устроился работать в другой храм. Теперь им стал Семёновский храм. В нём Алексий, как и в прошлом, проработал год, только теперь в сане псаломщика.
В этом же сане с 1947 года церковнослужитель работал в Казанской церкви.
В 17 лет Алексий II сдал экзамен в Ленинградскую духовную семинарию, но не смог начать там обучение, так как являлся несовершеннолетним. Алексий был принят в семинарию только через год, в 1947. Церковнослужитель проучился в семинарии три года вместо пяти, потому что при поступлении пропустил первые два класса и попал сразу в третий.
В 1949 году парень поступил в Духовную академию, расположенную в городе Ленинград.
В 1950 году, в возрасте 21 года, Алексий II был посвящён в сан пресвитера и начал служить в Богоявленском храме, где и продолжал работать на протяжении всей учёбы в академии.
В 1953 году Ридигер окончил академию и получил звание кандидата богословия.
В возрасте 28 лет Алексий II перевёлся со службы в Богоявленском храме на службу в Успенский Собор, находящийся в Эстонии. Спустя год службы в этом храме священник получил сан протоиерея.
В 1961 году, в возрасте 32 лет, священнослужитель постригся в монахи. Решение о переходе из белого духовенства в чёрное Алексий принял ещё в 1959 году, сразу после смерти своей матери. Спустя полгода после принятия монашества Алексий был возведён в сан архимандрита.
На протяжении 70-ых годов XX века церковнослужитель сотрудничал с органами КГБ (Комитета государственной безопасности) для того, чтобы, как он сам утверждал, «спасти православие». В этот период Алексий успел сделать многое. Он положительно высказался о лишении Солженицына гражданства Советского Союза и основал общество под названием «Родина», которое служило прикрытием для основной деятельности церковнослужителя и его сторонников. Также в 70-ые годы священнослужитель являлся тайным агентом, о чём свидетельствует сходство биографических сведений Алексия II и агента Дроздова, информация о котором была добыта из секретных материалов Комитета госбезопасности. Однако с этим мнением не все исследователи могут согласиться, и вопрос о сотрудничестве будущего патриарха с КГБ и целях подобного сотрудничества до сих пор остаётся открытым.
Помимо церковной деятельности Алексий II также занимался политической деятельностью: в 1989 году будущий патриарх стал народным депутатом Советского Союза.
В 1990 году митрополит был избран на должность патриарха Московского путём проведения голосования между членами Поместного собора.
В 1996 году патриарх Московский и всея Руси принял участие в инаугурации Бориса Николаевича Ельцина.
Через год, в связи с открытием сайта патриархии города Москвы в сети Интернет, Алексий Михайлович направил приветствие пользователям сайта

В данном обращении говорилось о том, почему важно в современности служителям церкви осваивать пространство Интернета
Весной 2008 года патриарх направил обращение Дмитрию Медведеву, победившему на выборах в президенты Российской Федерации. В этом обращении содержались развёрнутое поздравление Медведева с победой, а также благодарность Владимиру Владимировичу Путину за внесённый вклад в судьбу страны.
В мае того же года патриарх Алексий II осуществил священный молебен в связи с вступлением Дмитрия Анатольевича Медведева на должность президента Российской Федерации.
В ноябре 2008 года митрополит присутствовал на встрече с делегатами патриархии из Грузии

Встреча была организована в Москве после урегулирования политического конфликта между Россией и Грузией.
В 2008 году патриарх провёл своё последнее богослужение, после которого (в ночь с 4 на 5 декабря) умер. Долгое время многие известные личности, журналисты, церковнослужители и обычные люди выстраивали собственные предположения о причинах смерти церковнослужителя. Точные обстоятельства смерти экспертами выяснялись целый год, и, наконец, в сентябре 2009 года было сообщено, что причиной смерти митрополита стал удар затылком в туалете.

Литература

  • . Святый Алексий, митр. Киевский и всея России // ПрТСО. 1848. Ч. 6. С. 89–128;
  • Каменский А. Святитель Алексий // Странник. 1894. Авг. С. 421–444; Сент. С. 1–25; Окт. С. 197–211; Нояб. С. 405–421; Дек. С. 601–618;
  • Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // БВ. 1897. Нояб. С. 177–199; Дек. С. 375–414;
  • Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913. С. 318–466;
  • Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 1–8;
  • Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;
  • Карташев. Очерки. Т. 1. С. 307–323;
  • Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;
  • Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;
  • Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;
  • Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;
  • он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;
  • Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;
  • Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;
  • Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. М., 1993. (Архив архитектуры; Вып. 4). С. 186–192;
  • Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996;
  • Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3; Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38–48;
  • Кучкин В.А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. М., 1998;
  • Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;
  • Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 191–195;
  • Петров Д.А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М., 1999. С. 57;
  • Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV вв.: (Лингвотекстол. анализ): АКД. СПб., 2000. С. 10, 18–19.

Тайна имени Алексей

Покровители имени

  • Митрополит Московский, а также всея Руси Алексий.
  • Алексий человек Божий.
  • Князь Алексий (в миру известен под именем Александр) Невский.
  • Иерей Алексий Бортсурманский.
  • Епископ Алексий Вифинский.
  • Затворник Алексий Печерский.
  • Мученик Алексий Константинопольский.
  • Преподобный иеросхимонах Алексий Зосимовский (или Соловьев).
  • Священномученик и иерей Алексий (Княжеский).
  • Священномученик и иерей Алексий (Шаров).
  • Священномученик и иерей Алексий (Никитский).
  • Священномученик и иерей Алексий (Никольский).
  • Священномученик и протоиерей Алексий (Виноградов).
  • Мученик Алексий (Скоробогатов).
  • Священномученик и иерей Алексий (Кротенков).
  • Священномученик и иерей Алексий (Протопопов).
  • Священномученик и иерей Алексий (Лебедев).
  • Протоиерей Алексий Московский (Мечев).
  • Священномученик и иерей Алексий (Скворцов).
  • Священномученик и иерей Алексий (Введенский).
  • Священномученик и протодиакон Алексий (Дроздов).
  • Страстотерпец царевич Алексий (Романов).
  • Священномученик и протоиерей Алексий (Знаменский).
  • Священномученик и иерей Алексий (Ильинский).
  • Священномученик и иерей Алексий (Красновский).
  • Священномученик и иерей Алексий (Троицкий).
  • Священномученик и протоиерей Алексий (Воробьев).
  • Священномученик и диакон Алексий (Зверев).
  • Священномученик и иерей Алексий (Великосельский).
  • Священномученик и иерей Алексий (Наумов).
  • Священномученик и иерей Алексий (Зиновьев).
  • Священномученик и архиепископ Алексий (Бельковский).
  • Священномученик и протоиерей Алексий (Успенский).
  • Священномученик и иерей Алексий (Никонов).
  • Священномученик и иерей Алексий (Смирнов).
  • Священномученик и иерей Алексий (Москвин).
  • Священномученик и иерей Алексий (Сибирский).
  • Священномученик и протоиерей Алексий (Аманов).
  • Священномученик и протоиерей Алексий (Рождественский).

День ангела (именины)

Февраль: 17, 20, 25 и 28 числа.

Март: 8, 22, 28 и 30 числа.

Апрель: 5 и 18 числа.

Май: 4 и 7 числа.

Июнь: 2, 5, 20, 22 и 23 числа.

Июль: 4, 6, 14 и 17 числа.

Август: 2, 4, 11, 20, 22, 25, 26, 27 и 30 числа.

Сентябрь: 4, 12, 16, 18, 22, 25 и 29 числа.

Октябрь: 1, 2, 4, 11, 13, 14, 18 и 29 числа.

Ноябрь: 3, 6, 11, 13, 20, 22, 23 и 27 числа.

Декабрь: 3, 5, 6, 7, 10, 11, 17, 23 и 26 числа.

Известные люди

Знаменитые поэты по имени Алексей:

  • Алексей Плещеев;
  • Алексей Потехин;
  • Алексей Толстой;
  • Алексей Снежин.

Знаменитые режиссеры и артисты по имени Алексей:

  • Алексей Дикий;
  • Алексей Попов;
  • Алексей Смирнов;
  • Алексей Баталов;
  • Алексей Герман;
  • Алексей Булдаков;
  • Алексей Салтыков;
  • Алексей Жарков.

Знаменитые музыканты по имени Алексей:

  • Алексей Кортнев;
  • Алексей Чумаков.

Алексей Михайлович – русский царь, выходец из династии Романовых.

Алексей Аракчеев – русский политический и военный деятель.

Алексей Венецианов – знаменитый русский художник.

Алексей Леонов – советский летчик–космонавт.

Алексей Маресьев – летчик и легенда авиации времен Второй мировой войны.

Воспоминания современников

Прот. Валерий Ильин:

Я видел в нем ревностного служителя Божия. Он мне рассказывал, как в 1920–30-е годы был лишен избирательных прав, как он не мог обувь купить, как был псаломщиком в Павловске. Он сидел в тюрьме, был в Свирских лагерях. Потом его судимость сняли. Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина – говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Он настойки делал – на хрене и на шишках. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку. Придешь к нему – ложку даст, заставляет икру есть… Очень он любил книги. Мы их друг другу дарили .

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии

Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Яко Апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, Богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь, глас 4

Апостольских преемников, архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость.

Ин тропарь, глас 3

Свыше от Бога глас глаголющ услышав, от юности подвизався, мудре, в молитвах, и во умилении, и слезах, во бдениих же и пощениих образ быв добродетели, отонюдуже и дом Духу Пречистому явися. Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв, Христово стадо упасл еси добре, еретическая нападения, не усумнеся, отрази и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие, иночествующих лики собра и сих Христови привел еси. Умре же, явися, яко спящ, цел, соблюден бысть пред многими леты, подавая цельбы болящим. Тем молим тя: моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден и страну и православныя люди по велицей Его милости.

Кондак, глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба воссия нам, от мног лет сокровены честным твоя мощи нетленны, святителю Алексие, тобою благодать приемлем: всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши, действом благодати, да поем ти: радуйся, отче, светило России.

Ин кондак, глас 3

Яко светоносная память святителя всем разруши уныние и свет облиста Небесных Даров, всех созывающи на веселие: от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги и вся человеки исцеляти, и мнихом же степень (монахам же путь) показася.

Молитва 1-я

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей; благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси; монашествующия к подвигом добраго течения укрепи; град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани; старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих ко святой иконе твоей, усердно припадающих и молящихся тебе, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа, Бога нашего, да в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва 2-я

О священнейший отче, святителю Христов Алексие, пастырю и учителю наш, не отрини нас (имена), с верою притекающих к твоему заступлению, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо Свое от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа и меча, и огня, и напрасныя смерти, и якоже исцелением от слепоты царицы агарянския спасл еси отечество твое, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и на Страшнем судище Своем сподобит деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Имя Алексей в Святцах

Русское имя Алексей (Алёша, Лёша) образовано от греческого имени «Алексиос» и в русском варианте до 1708 г. имело единственную форму – Алексий. В современных Святцах оно встречается 20, 25 и 28 февраля, 8, 22 и 30 марта.

Современный вариант – Алексей – в церковном месяцеслове указан в такие даты: 17 февраля, 7 мая, 2 и 23 июня, 22 августа, 11 и 18 октября, 6 декабря.

Основные черты

Натура Алексея такова, что он скорее поплывёт по течению, чем будет сам управлять своей лодкой.

Что из него получится – в большой мере зависит от воспитания и окружающей среды. Его развитие обусловлено не внутренними потребностями, а скорее внешними факторами.

Характер

В целом, имя несёт благоприятную, спокойную энергетику и служит оберегом для своего носителя. Среди положительных черт характера можно выделить такие качества:

Ответственное отношение к порученному делу. Может подолгу выполнять любую работу, включая кропотливую и рутинную, забыв о еде и отдыхе. Во всех областях деятельности он – отличный специалист.
Покладистость. В своём большинстве это неконфликтные люди, умеющие находить общий язык с окружающими и безболезненно вписывающиеся в любой коллектив. Легко идут на уступки, но в важных вопросах умеют быть непреклонными.
Чуткость и сердечность

Всегда поддержит жену, заботится о детях, с вниманием и любовью опекает родителей.
Скромность. Ему чуждо честолюбие, что иногда мешает в построении карьеры.

Алексей не любит 2 вещей: психологического давления и неопрятных людей, особенно женщин.

Отрицательные качества:

  • непредсказуемость в желаниях и поступках;
  • уязвлённое самолюбие.

Несмотря на значение имени («защищать»), Алексея нельзя назвать мужественным человеком.

Некоторые исследователи считают, что на формирование характера влияет форма краткого имени. Так, Алёша – это независимая и яркая личность, Лёша – добряк и весельчак, Лёха – рубаха-парень, свой человек.

Сайты приходов:

Воронежская епархия:

Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж

Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка

Московская епархия (городская):

Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва

Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва

Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва

Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва

Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково

Храм «Тихвинской» иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва

Храм митр. Алексия Московского г. Москва

Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва

Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» дер. Исаково

Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград

Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва

Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово

Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва

Покровский храм с. Кучки

Покровский храм д. Алексино

Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено

Московская епархия (областная):

Знаменский храм дер. Лисинцево

Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково

Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье

Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово

Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково

Алексиевский храм дер. Алферово

Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино

Тихвинский храм с. Авдотьино

Введенский Владычний женский монастырь г. Серпухов

Алексиевский храм г. Егорьевск

Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово

Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки

Собор Николы Белого г. Серпухов

Алексиевский храм дер. Малые Петрищи

Собор Троицы Живоначальной г. Щелково

Нижегородская епархия:

Храм прп. Сергия Радонежского пос. Выездное

Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород

Санкт-Петербургская епархия:

Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург

Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта

Александровская епархия:

Храм Иконы Божией Матери «Казанская» с. Заречье

Храм Николая Чудотворца с. Филипповское

Храм Бориса и Глеба с. Волохово

День ангела по церковному календарю

Православный месяцеслов содержит множество святых угодников по имени Алексей. Их именины празднуются ежемесячно.

Месяц Число Святой покровитель
Февраль 5 февраля

25 февраля

Алексей Кротенков

Алексий Московский

Март 12 марта

30 марта

Алексей Печерский

Алексий, человек Божий

Апрель 5 апреля Алексий Скоробогатов
Май 4 мая Алексий Гнеушев
Июнь 20 июня Алексий Волошин
Июль 17 июля царевич Алексей Романов
Август 22 августа Алексий Константинопольский
Сентябрь 25 сентября Алексей Ворошин
Октябрь 18 октября

29 октября

Алексий Московский

Алексий Никонов

Ноябрь 21 ноября Алексей Задворнов
Декабрь 15 декабря Алексий Бельковский

Литература

  • Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
  • ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
  • -«-, 1962, № 2, с. 23.
  • -«-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
  • -«-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
  • -«-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
  • -«-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
  • -«-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
  • -«-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
  • -«-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
  • -«-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
  • -«-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
  • -«-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
  • -«-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
  • -«-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
  • -«-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
  • -«-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
  • -«-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
  • -«-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
  • -«-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
  • -«-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
  • -«-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
  • -«-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • -«-, 1989, № 6, с. 5.

Житие святого Алексия

Мальчик рос очень набожным: строго соблюдал пост, был щедр на милостыню, а под богатыми одеждами втайне носил власяницу. Уже в молодые годы он хотел оставить мирскую жизнь ради служения Богу, но родители решили его женить. Однако вечером после венчания Алексей отдал невесте свое кольцо, объявил, что решил посвятить свою жизнь Божьему служению и, переодевшись простолюдином, ушел из дому.

На корабле Алексий доплыл до Месопотамии, а оттуда добрался до Эдессы, где в церкви Пресвятой Богородицы находилась плащаница с Нерукотворным образом Христа. Здесь, на паперти, он и остался, продав все, что еще у него оставалось, и раздав вырученные деньги нищим. Жил Алексий на хлебе и воде, а всю милостыню, которую ему подавали, он отдавал больным и немощным. Все свое время он посвящал молитвам. Строгий пост, наложенный им на себя, так изменил его внешность, что его не узнали даже слуги, посланные на поиски безутешными родителями. Слуги подали Алексию милостыню, не признав в нем своего господина.

Так прошло 17 лет, пока однажды пономарь церкви, на паперти которой нищенствовал Алексий, не получил от иконы Матери Божьей повеление: ввести в ее церковь «человека Божия, достойного Царства Небесного», на котором почивает Святой Дух. После долгих поисков пономарь воззвал к иконе, с просьбой указать на такого человека, и икона возвестила, что нищий на паперти и есть человек Божий.

Пономарь выполнил повеление Богоматери и ввел Алексия в церковь. Об этом случае стало известно, и многие начали почитать Алексия как праведника. Он же, чтобы избегнуть славы, тайком отплыл на корабле в Киликию. Однако тут вмешался промысел Божий: из-за бури корабль был прибит к итальянскому берегу. Полагаясь на Божью волю, он пешком отправился в Рим, к дому своих родителей, и попросил приютить его. Так, неузнанный, он вернулся в отчий дом, где отец его проявил милосердие, выделил ему место в сенях, а кормить велел пищей со своего стола.

Однако Алексий и здесь продолжал свою подвижническую жизнь: по-прежнему постился и молился день и ночь, смиренно терпя из-за этого насмешки со стороны слуг. Нередко по ночам он слышал рыдания своей матери и невесты, оставшейся в их доме, и испытывал от этого невыносимую муку, но любовь к Господу помогала переносить ее.

Так прошло еще 17 лет, в течение которых Алексий продолжал вести аскетическую жизнь. Господ заранее известил его о дне кончины, и Алексий, взяв хартию (бумагу из папируса), оставил на ней свое жизнеописание, попросив прощения у родных.

В день, когда преподобный Алексий скончался, во время литургии, которую служил Папа Римский Иннокентий в присутствии императора Гонория, Глас из алтаря возвестил: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Все испытали такой страх, что бросились ниц. Обыскали весь город, но поиски праведника не дали результата. Во время всенощного бдения Папа обратился к Господу с просьбой указать на такого праведника, и на этот раз Голос ответил, что искать такого человека нужно в доме Евфимиана.

Когда же прибыли туда, обнаружили Алексия уже мертвым, но со светящимся ликом и с зажатой в руке хартией. Все попытки вытащить ее остались безуспешными. И лишь когда коленопреклоненные Папа с императором обратились к умершему, как к живому, с просьбой разжать руку, она разжалась, и хартию смогли прочитать. Родители и невеста, рыдая, поклонились останкам праведника.

Тело человека Божия на богато украшенном одре было выставлено на площади. К ней сразу же потянулся народ, и начали происходить исцеления. Даже после того как император и Папа перенесли тело в церковь, а через неделю поместили в мраморную гробницу, оно продолжало благоухать миром и дарить исцеление страждущим.