Риторика

Закон удовольствия

Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.

Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:

языковая игра – применяя парадоксы и каламбуры, можно завладеть вниманием публики;
наводящие вопросы – зная ответ, слушатель легче ощущает свою сопричастность, выступление становится для него увлекательным;
апелляция к известному – это помогает сплотить публику в одно, несет элемент узнавания.

При этом не стоит «пересаливать», чрезмерно усложнять речь, делать ее громоздкой и тяжелой для восприятия.

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Экономика образования

Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей

Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными

Урок 1. Подготовка речи

В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи – это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

Урок 2. План выступления

Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь

Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.

Урок 3. Ораторские приемы

Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

Урок 4. Техника произнесения речи

В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления

Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления

Урок 5. Запоминание текста

В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора. В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.

Урок 6. Работа с аудиторией

Каждый случай, когда вы произносите речь, уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию

Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели

Помните, как в фильме «Уолл-стрит» молодой брокер, которого играл Ч. Шин, получил всего 5 минут, чтобы убедить «акулу» биржевого рынка (М. Дугласа) взять его в свою команду? И на самом деле, как бы грамотно не была составлена речь, какие бы художественные средства и приёмы не использовались, какой бы ни была подготовка – конечный успех зависит во многом от того, насколько вы сможете заинтересовать аудиторию воспринимать сказанное. Несомненно, выступление должно быть уместным, но бывают случаи, когда апатию, а то и неблагосклонность, нужно преодолевать не только актуальностью или красивыми словами. Нужна стратегия работы с аудиторией, которая позволит повысить значимость речи, донести её идею и превратить слушателя в последователя ваших взглядов. О некоторых механизмах и хитростях взаимодействия с аудиторией мы и хотим поговорить в этом уроке.

Гермагор

Во II в. до н. э. греческий ритор Гермагор из города Темнос разработал теорию стасиса (στάσις — точка разногласия, первоначальная точка дискуссии).

Если оратор умеет определить момент равновесия, когда силы еще не столкнулись окончательно, ему легче достичь своей цели. В политической сфере, например, определить стасис политического вопроса и сосредоточиться на соответствующих аргументах нужно для того, чтобы было больше шансов убедить или разубедить соответствующую аудиторию.

Уже цитировавшийся ранее Деметрий (I в. н. э.) написал сочинение «О стиле», опираясь на одноименное сочинение Теофраста и третью книгу «Риторики» Аристотеля. Большая часть его труда посвящена литературе, но она важна и с точки зрения риторики, поскольку стилистическая техника у них одинаковая. Основа стилистики Деметрия — учение о четырех стилях: простом, возвышенном, изящном и сильном.

Среди остальных авторов новое слово в теории риторики сказали Дионисий Галикарнасский (сер. I в. до н. э., «О соединении слов»), а также Псевдо-Лонгин («О возвышенном»). В первой работе углубляется теория трех стилей, изучаются звуковые свойства языка, разрабатывается теория ритмов, выдвигается идея о том, что красивая мысль с необходимостью должна облекаться в красивые слова, а план содержания и план выражения едины. Во втором трактате, «О возвышенном», исследуются патетические стороны речи и категория возвышенного, которое является «вершиной и высотой словесного выражения».

История риторики

В нашем современном мире любое деловое взаимодействие непосредственно связано с публичными выступлениями. С древних времен признаком каждого образованного человека считалось умение убедительно, ясно и красиво говорить. Марк Туллий Цицерон, который был самым великим в истории римским оратором, полагал, что оратор это тот, кто сможет изложить любой вопрос со знанием дела, изящно и стройно, с достоинством при исполнении. Разумеется не каждого человека, который говорит перед публикой можно назвать оратором (orare – лат. «говорящий, говорить»), но уж говорящим каждый считается по праву. Каждый человек, который сталкивается с необходимостью публичного выступления, должен поработать над подготовкой и произнесением своей речи. Риторика – это особая наука, которая учит этому.

Первое определение понятия «риторика» принадлежит Аристотелю. В своем трактате «Риторика» он писал, что риторика – это умение находить относительно каждого конкретного предмета возможные способы убеждения. Другие учителя основ риторики и греческие риторы (Демосфен, Горгий Леонтинский, Сократ, Платон) придерживались такого же взгляда на риторику в качестве науки об эффективности речевого воздействия на аудиторию. Позднее, подобного понимания риторики придерживался и Цицерон.

История развития риторики в Древнем Риме

После Греции расцвета достигает Древний Рим, где также все вопросы решает Народное собрание и суд. Бурное развитие риторики основывалось на возможности постоянного отрабатывания ораторского искусства на дебатах, в Сенате и суде.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э), знаменитый оратор, считал речь главным оружием управления массами. Им написан ряд книг:

  • «Об ораторе»;
  • «Брут или о знаменитых ораторах»;
  • «Оратор».

Подчеркивал необходимость учиться ораторскому и актерскому мастерству, развивать интеллект, память. Его схема построения речи:

  1. определить, о чем говорить;
  2. систематизировать мысли;
  3. оформить словесную форму;
  4. произнести.

Кроме того, оратор обязан поучать слушателей, доставлять им наслаждение, подчинять их волю себе. Это становится залогом успеха.

С течением времени риторика стала сводиться просто к умению красиво излагать свои речи на основе сообщения мысли, аргументации и опровержения. Эту идею развивал Марк Фабий Квинтилиан (36-100 гг. н. э), основатель собственной школы ораторского искусства, автор ряда работ.

Значения риторики и ее цели

Риторика – это наука о слове, как об инструменте управления, становления личности, устройства общества. Данный предмет учит об уместности того или иного слова, о целесообразности слов в определенном контексте и ситуации. Данная наука формирует у человека чувство вкуса, учит его говорить правильно и красиво, воспитывает чувство такта и слова.

Цель риторики – научить человека говорить кратко, но максимально эффективно, рационально использовать способность говорить, при этом донося до слушателя посыл и суть.

Задачи науки:

  • убедительность и эффективность речи;
  • пышность предложений и красота;
  • целесообразность и уместность слов.

Развитие риторики

Как же научиться всем премудростям этой науки? Если вы действительно этого хотите, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  1. Оттачивайте свою дикцию. Говорите не спеша, четко проговаривая каждое слово, соблюдайте паузы и равномерное дыхание.
  2. Читайте вслух и пересказывайте прочитанное. Старайтесь передать смысл своими словами, самостоятельно выстроив свою речь.
  3. Учитесь увлекательно рассказывать самые обычные истории, происходящие с вами. Обратная связь от слушателей подскажет, насколько хорошо это у вас получается.
  4. Подготовьте речь на близкую вам тему. Заготовьте для этого ключевые фразы и импровизируйте в процессе ее произнесения.
  5. Тренируйте свою память. Учите наизусть стихи, отрывки литературных произведений и пусть это войдет в привычку.
  6. Определите свой тип восприятия информации. Кто-то лучше усваивает визуальную информацию, кому-то легче запомнить произнесенное вслух. Используйте эти знания о себе для получения наилучшего результата.
  7. Организуйте свое обучение с учетом пауз и перерывов. Пусть оно также будет регулярным, а не раз от раза.
  8. Если у вас есть страх публичных выступлений, хорошо помогает практика этих самых выступлений. Упражняйтесь на близких — они поймут и обязательно поддержат.

Коракс и Тисий

Начнем с Коракса и Тисия, ораторов V в. до н. э. и отцов-основателей риторики. В тех учебных пособиях, которые они составили, были собраны так называемые общие места, или топосы (от греч. τόπος — место), о которых мы скажем ниже, а также была изложена структура, по которой должна выстраиваться всякая речь: она должна иметь вступление, или так называемый проэмий (греч. προοίμιον), середину и заключение, или эпилог (ἐπίλογος). Cередина в свою очередь делилась на два отдела — повествование, или диегезис (διήγησις), и спор (ἀγών). В повествовании излагаются события и факты, в споре опровергаются доводы оппонента и доказывается правота оратора

Последнее было особенно важно в практике народных судов, возобновивших свою работу после долгого перерыва, связанного с тиранией. Поскольку греческое судопроизводство не знало института адвокатуры и презумпции невиновности, изобретенной позже римлянами, то, выступая в дикастерии (греч

δικαστήριον — суд присяжных) перед судьями, человек, во-первых, должен был сам себя защищать от истца, а во-вторых, будучи обвиненным, он уже как бы априори считался в некотором роде виновным. Защитительная речь (или апология) в случае успеха либо освобождала его от этой вины, либо, в случае провала, лишь подтверждала эту вину постфактум. Целью судебного красноречия, таким образом, была одна простая вещь: убедить судей в невиновности, если ты подсудимый, или, наоборот, в виновности, если ты — истец. Речь в защиту называлась апология, обвинительная — категория (греч. κατηγορία — обвинение).

Еще одним важным изобретением этой сицилийской парочки была концепция риторической вероятности, или правдоподобия (εἰκὸς). Вот как определяет эйкос спустя сто лет, то есть примерно в cередине IV в. до н. э., Аристотель в своей «Риторике (1402 b20):

А вот что пишет о правдоподобии за пару десятилетий до Аристотеля Платон, презирающий риторическое искусство, а значит и Коракса с Тисием, в диалоге «Федр (273с):

Закон эмоциональности

Все 4 закона риторики требуют определенной вовлеченности, личной заинтересованности в предмете речи от оратора для установления необходимого контакта с аудиторией. Третий закон, сложившийся еще во времена античности, особенно выделяет необходимости эмоционального подъема самого трибуна.

Достигается это как путем применения выразительных средств языка (метафор, гипербол), так и невербальными средствами, на которые аудитория обращает внимание в первую очередь, как-то:

  • экспрессия голоса;
  • выразительность движений;
  • прямое обращение к слушателям, как к своим друзьям, соратникам.

История возникновения

Зарождение риторики приходится на период Афинской демократии, когда каждый гражданин, при обращении к суду, был обязан самостоятельно строить обвинение или защиту, при этом его способность выражать мысли, объяснять и убеждать суд, напрямую влияла на результат. Именно эти условия способствовали развитию античной риторики.

Создателями античной риторики были софисты, представители философского течения, утверждающие, что, обладая риторическим талантом, вполне можно манипулировать сознанием толпы, не будучи обремененным морально-этическими устоями. Другими словами, умение убеждать – это удобный инструмент управления массами и, при желании и соответствующем умении, группу людей можно убедить практически в чем угодно.

Именно тогда был сформирован принцип построения ораторских выступлений. Речь должна быть цельной, иметь четкие границы (начало и конец повествования). Кроме того, основная часть выступления подразделяется на 2 части: изложение событий и спор. Именно спор в софистике вызывает больше всего вопросов, поскольку часто является логической уловкой, умышленно ложным рассуждением.

Позже Сократ стал ярым противником софистов, доказывая, что в споре необходимо оперировать истинными понятиями и предоставлять необходимые логические доказательства, обеспечивающие истинную победу. Именно он стал основоположником высокой риторики.

Огромный вклад в развитие красноречия и систематизации уже имеющихся знаний в этой области внес учитель Александра Македонского, Аристотель, написавший знаменитый, состоящий из трех книг, трактат «Риторика». Именно ему принадлежит разработка «риторического канона». Пять этапов пути – от задумки речи до воплощения, которое и является вершиной ораторского искусства:

  1. изобретение;
  2. расположение;
  3. словесное выражение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

И вывел основные законы риторики, которые звучат так:

  • Вид ораторской речи являет собой единство этоса, логоса и пафоса.
  • Все ораторские речи разделяются на 3 вида: судебные, совещательные, эпидейктические. Роль речей определяется государством и его целями.
  • Всякий вид ораторской речи имеет собственное отношение ко времени и действительности.

Эти основополагающие понятия являются и сегодня актуальными для любого оратора при публичных выступлениях. Раздел риторики, античное учение о стиле, сформированное Аристотелем, утверждает, что речь должна быть красивой, отличаться от обыденной разговорной речи при этом стиль не должен быть, как слишком высоким и сложным для восприятия, так и неоправданно низким, искусственно упрощенным и грубым.

История возникновения русской риторики

Риторика на древнерусском языке именовалась красноречием. Красноречие можно классифицировать в зависимости от его цели:

  • Военное красноречие. Воодушевление воинов перед битвами.
  • Дипломатическое. Умение вести переговоры с враждующими сторонами.
  • Политическое. Умение выступить на народных собраниях, сходах.
  • Торжественное. На пирах и похоронах.

Крещение Руси вызвало рождение дидактического красноречия, выражавшегося в поучениях и наставлениях. Характерны книги того времени: «Поучения Мономаха», «Житие протопопа Аввакума».

Заметной вехой развития ораторского искусства стала деятельность Кирилла Туровского, писателя и проповедника.

Первые труды по риторике появились только в 12 веке, а книги по обучению – в 17 веке, это были «Об изобретении дел» и «Об украшении слова», где впервые вводится слово «ритор», исследуется его деятельность.

Заметным вкладом стали труды М. Ломоносова (18 век). Он выпустил две книги по истории риторики и античному ораторскому искусству, разработал правила и требования к ораторскому искусству:

  1. «Краткое руководство к риторике» (1743 г.).
  2. «Краткое руководство к красноречию» (1747 г.).

Эти книги стали очень популярны, на их основе стали писать учебники.

Заметный вклад в развитие истории русской риторики внесли:

  • Сперанский М. М. Исследовал нормы и правила публичной речи, автор курса по словесности.
  • Никольский А. С. Описал разные виды речи (прозаическая, ораторская, стихотворная).
  • Рижский И. С. Автор знаменитого учебника по риторике, по которой обучали в университетах.

Расцветом риторики становится 19 век. Появляются работы по обучению речи Мерзлякова А.Ф., А. И. Галича, К. П. Зеленского.

Во второй половине века зарождается новое направление – теория словесности, которая основывается на отдельных понятиях и разделах риторики.

Основные принципы

Для того чтобы успешно обучать ораторскому искусству и в дальнейшем правильно его применять, необходимо следовать основным принципам риторики:

Любая речь должна иметь четкий план и структуру. Для того чтобы грамотно выразить любую свою мысль, человек точно должен знать, с чего начать, где расставить акценты, и чем эффектно закончить обращение. План должен быть сформулировать согласно законам логики, на последовательных и ясных для предполагаемой аудитории тезисах.

Нельзя бояться публики. Оратор должен воспринимать любую, даже незнакомую аудиторию, как лучшего друга, с которым не страшно вести беседу. Речь не должна быть заученной или зачитанной с листа, а произноситься с легкостью, к которой мы привыкли при дружеском расслабленном общении.
Речь перед публикой должна быть на нее и ориентирована

Даже при не знакомой аудитории необходимо анализировать своих слушателей – что им интересно, что они хотят услышать, что легко для их восприятия, а что – нет
Зачастую анализ приходится проводить прямо во время своего выступления, принимая во внимание реакцию публики – для того, чтобы совместить эти два действия, необходима тренировка и уверенность в себе.
Заинтересовать публику важно с самых первых слов. Даже если тема достаточно узкой специализации, а тезисы опираются на сухие факты и вычисления, обращение к публике все равно должно быть построено таким образом, чтобы оратора сразу стало интересно слушать
Следует использовать яркие слова, провокации, любопытные примеры и другие инструменты.

Заключение

Главным толчком к появлению риторики, как науки, является необходимость публичного обсуждения и решения различного рода вопросов. Оратор, не владеющий искусством красноречия, никогда не сможет докричаться до публики, отстоять свою точку зрения, донести свою мысль до аудитории и убедить ее в своих принципах.

Современное политическое красноречие – это целая система речи, которая адаптирована для общения власти с избирателями в общественной и государственной сферах. Функция воздействия лежит в основе государственной риторики, публичная государственная речь обязана быть убеждающей.

Политическая речь, в глобальном смысле, помогает деятелям завоевывать власть, удерживать лидирующие позиции с помощью воздействия и убеждения аудитории избирателей. Современные методы воздействия, которые отличаются повышенной эффективностью это: телевидение, радио, газеты.

Современное политическое красноречие схоже с журналистикой, многие речи публикуются в СМИ, имеющие отношение к государственной сфере, таким образом, проще продвинуть свои идеи и мысли в массы.

Политическая риторика включает в себя изучение следующих политических жанров:

  • жанр интервью;
  • заседания и переговоры;
  • публичное выступление в сфере политики;
  • предвыборная агитация;
  • дискуссии и полемика;
  • предвыборные ролики на телевидении;
  • выступление в телевизионных программах;
  • жанры рекламы: листовки, щиты, бюллетени.

Процесс убеждения в политической сфере включает в себя политическое красноречие, умение убеждать, через красивые речи. Ораторское умение четко выражать свои мысли, формулировать предложения и доносить их до умов слушателей, всегда воспринимается как опытность и авторитетность. Политик должен уметь демонстрировать обществу стороны решения, которые будут восприняты аудиторией положительно. Период дебатов, выступлений, произнесений публичный речей, является звеном целых политических технологий, для принятия правильных политических решений.

Можно выделить две части политического красноречия:

  1. талант оратора, природное дарование, искусство владения словом;
  2. изучение правил построения правильной, искусной речи в политической сфере, которая требует постоянных новшеств и обновлений.

Настоящая политическая риторика способна снимать напряжение и агрессию с общества. Правильное политическое выступление может воспитывать, учить и укреплять нравственность общества. Настоящий оратор способен управлять массами.

Риторика как наука должна постоянно развиваться, так как развитие науки о слове может дать возможность совершенствоваться людям, которые заинтересованы в красноречии профессионально.

Овладеть ораторским искусством в сфере политики может каждый желающий, для этого необходимо много трудиться над самообразованием, дикцией, психологическим самочувствием. Научиться хорошо говорить может человек, обделенный природным даром, просто процесс займет у него гораздо более долгий срок, чем у талантливого человека.